Мобильная география, где на самом деле изготовлен ваш мобильник?

Nokia, Siemens, Motorola… Финляндия, Германия, США… Стоп! Почему же тогда на свежекупленном Motorola RAZR V3x стоит клеймо "Made in Singapore"?

Возмутительно, не так ли? Вы платите крупную сумму за престижный европейский (японский, американский…) бренд, за качество, наконец, за надёжность, и в результате получаете аппарат, собранный где-нибудь в Азии, да ещё и наверняка с использованием комплектующих местного производства!

Не спешите преждевременно избавиться от своего новенького телефона, надеясь, что следующий, собранный непременно в одной из развитых стран, будет намного лучше. Дело в том, что сегодня практически не осталось вендоров, которым под силу освоить полный цикл разработки и производства телефонов: дисплеи, модули Bluetooth, корпуса, матрицы встроенных камер и многое другое.

Как действовать производителям в сложившейся ситуации? Наиболее популярных и выгодных вариантов два: заключение OEM- либо ODM-контрактов со сторонними, преимущественно азиатскими, компаниями. Первый подразумевает закупку комплектующих у третьих фирм и последующую сборку телефонов на собственных мощностях, либо разработку телефона с последующей передачей его производства какому-нибудь опять же азиатскому предприятию. Второй и того проще: он представляет собой покупку прав на предложенный сторонней фирмой продукт для выпуска его на рынок под своим брендом.

Compal, Quanta Computer, BenQ, HTC, Arima - вот далеко не полный список компаний, которые чаще всего нам и следуют благодарить за достоинства или недостатки своего телефона наравне с брендом, под которым он был выпущен. Типичный пример: столь любимые и уважаемые многими смартфоны Motorola MPx200/MPx220 имеют весьма отдалённое отношение к компании Motorola, так как являются продуктами Chi Mei Communications Systems родом из Тайваня.

Почему вендоры сотрудничают в основном с азиатскими компаниями? Ответов на этот вопрос несколько. Во-первых, это дешёвая рабочая сила в Азии и очень дорогая в странах ЕС, США и Японии. Во-вторых, гораздо дешевле передать выпуск части продукции тайваньской фирме с уже построенным и отлаженным производством или даже построить там свой собственный завод, чем расширять производственные мощности в "дорогой" Европе. В-третьих, даже у крупных корпораций далеко не всегда есть средства и, главное, время на разработку той или иной модели телефона или даже комплектующих. И тогда на выручку приходят услужливые ребята с Тайваня - с уже отпечатанными каталогами разработанных телефонов или, к примеру, Bluetooth-модулей разных версий. Зачем снова изобретать колесо, когда можно попросту выбрать подходящий продукт, купить на него права и продавать на благо себе и потребителю? И всё это в кратчайшие сроки! Ведь вопреки устоявшемуся мнению, наиболее влиятельные производители хайтека базируются именно на Востоке: в Малайзии, на Тайване, в Сингапуре и - да-да! - в Китае.
 
Что это даёт простому потребителю? Для ответа на этот вопрос рассмотрим "географию" наиболее популярных брендов. Начнём с лидера рынка - компании Nokia (Финляндия). Всего финны располагают девятью сборочными заводами, по три из которых располагаются в Европе, Азии и США. Каждая группа заводов обеспечивает продукцией соответствующий регион. Европу телефонами снабжают производства в Финляндии, Германии и Венгрии. Стоит отметить, что из комплектующих на этих заводах изготавливаются лишь печатные платы, а всё остальное поставляется сторонними фирмами по OEM-заказам - как европейским, так и азиатским.

В целом, тенденция такова: новые модели телефонов начинают выпускать в Финляндии и Германии, а когда модель достигает рыночной зрелости и начинает устаревать, сборка полностью передается в Германию и Венгрию. Исключение составляют имиджевые аппараты 8-й и 7-й серий, дорогие смартфоны 6-й , 7-й и N-серий, игровые консоли N-Gage и эксклюзивные Vertu.

Прерогатива Венгрии - в первую очередь бюджетные телефоны 1-й и 2-й серий, недорогие современные модели 6-й серии, а также до сих пор популярные трубки предыдущего поколения, например 6610i. Судя по отзывам пользователей, есть довольно ощутимая разница между одинаковыми аппаратами Nokia, собранными на разных заводах. Лидирует финская сборка - как по надёжности, так и по аккуратности. Телефоны из Венгрии и Германии по качеству заметно отстают от финских.

Что касается телефонов Nokia, производимых вне Европы, то их можно условно разделить на три группы: ODM-разработки восточных фирм, исключительно на Востоке и продающиеся; копии известных нам моделей в слегка изменённом дизайне и работающие в сетях CDMA или GSM 850/1900, а также оригинальные модели для определённых рынков. Иногда такие аппараты всё же просачиваются к нам по "серым" каналам, и наши соотечественники в погоне за эксклюзивом нередко пытаются такую трубку купить. Типичный пример: человек заказал себе из США смартфон Nokia 6620, предназначенный для местного американского рынка. Ещё бы: в отличие от многих Series 60-продуктов для Европы, 6620 оснащена стереовыходом и поддержкой EDGE - в общем, трубка весьма интересная. И что же в результате?

Оказалось, что русификации 6620 не подлежит, потому что прошивок с поддержкой кириллицы для него не существует как таковых, а невозможность работы в "отечественном" диапазоне GSM 900 (GSM 1800 всё же поддерживался) привело к постоянным перебоям со связью… В фирменном СЦ развели руками - модель находится вне их компетенции.

Samsung (Южная Корея). Телефоны под торговой маркой Samsung разрабатываются и выпускаются на двух заводах, названных в честь местечек близ Сеула, в которых они и располагаются, - Сувон и Гуми. Интересно, что до недавнего времени эти заводы были практически не связаны между собой и об использовании каких-либо удачных разработок друг друга речи не шло. Сейчас "дружественные" отношения стали понемногу налаживаться. И тем не менее, разница между "Гуми" и "Сувоном" пока существенна: последние находятся на более высоком технологическом уровне, что и немудрено, так как в Сувоне находится более крупное и развитое производство. Часто телефоны Samsung, выпущенные на разных заводах, имеют схожий набор функций, цену и фактически конкурируют между собой. Стоит отметить, что если модельный ряд "Гуми" состоит в основном из недорогих тонких моноблоков и раскладушек с вертикальной организацией меню, то гамма "Сувона" включает в себя гораздо большее количество моделей всех классов и форм-факторов, включая такие хиты, как Х100 или D500.

Нынче все аппараты Samsung для европейского рынка собирают в Корее, но периодически проскальзывают слухи, что в ближайших планах компании передача сборки бюджетных моделей китайским и тайским OEM-производителям с целью освобождения производственных мощностей для выпуска более дорогих телефонов. Что же, поживём - увидим, а на сегодняшний день качество сборки телефонов от Samsung находится на очень высоком, недосягаемом для большинства других производителей уровне.

Sony Ericsson (Япония/Швеция). Сегодняшний лидер на рынке камерофонов образовался в результате слияния подразделений по выпуску мобильных телефонов двух компаний - Ericsson и Sony. При этом было решено разместить основные производства на нейтральной территории - в Тайване, Китае и Малайзии. Впрочем, иногда встречаются и японские телефоны - как правило, ими бывают дорогие ротаторы S700i и W900i.

Рассмотрим ситуацию на примере суперпопулярного K750i: эту модель собирали в Китае и Малайзии, и лучшими по надёжности считаются именно китайские телефоны. У "китайцев", как правило, более новые и, соответственно, стабильные версии прошивок, чуть качественнее камеры и немного ярче экраны. "Малайцы" всему этому могут противопоставить лишь шнурок для ношения на руке в комплекте. В то же время качество сборки корпусов оставляет желать лучшего практически у всех SE: люфт, болтающиеся клавиши, пыль под экранным стеклом - явления далеко не редкие. Не жалуются лишь обладатели тех самых немногочисленных японских аппаратов. Чем это объясняется? Видимо, контроль качества на китайских и малазийских производствах находится не на слишком высоком уровне. Остаётся только сожалеть - ведь всего пару лет назад корпус Sony Ericsson T610 с надписью "Made in Malaysia" представлял собой идеально собранный монолит.

Motorola (США). Гаммы моделей этого производителя для разных регионов очень широки, разнообразны и процентов на 30 состоят из телефонов, разработанных сторонними компаниями или с использованием "чужих" комплектующих. Официальный модельный ряд для стран СНГ можно условно разделить на три группы: бюджетники до $100, так называемые "триплеты" в различных проявлениях и смартфоны на базе Windows Mobile. Все телефоны, продаваемые у нас, собраны либо в Китае, либо в Сингапуре, и два на вид одинаковых телефона могут иметь разное происхождение. Разницы в качестве у них, как правило, нет, но стоит отметить, что перенос части производства из США на Восток пошел на пользу лишь "триплетам" (начиная с V300 и заканчивая RAZR’ами), отличающимся, как правило, очень неплохим качеством сборки и отличными дисплеями от Sharp и Toshiba. С бюджетниками - в частности, с телефонами серии С - дела обстоят хуже: пластик скрипит, джойстики зачастую установлены кривовато, а щели между панелями корпуса и интерфейсным разъёмом частенько позволяют лицезреть печатную плату. Что касается смартфонов MPx220, собираемых по ODM-контракту на Тайване, то Motorola, по слухам, и вовсе собирается этот контракт разорвать и впредь выпускать смартфоны только на территории США. Причина - неудовлетворительное качество сборки и масса жалоб пользователей на крайне слабую мегапиксельную камеру.

Alcatel (Франция). Покупка китайской компанией TCL "мобильного" подразделения концерна Alcatel привела к полному переносу производства телефонов в Китай. Последними исконно французскими моделями являлись ОТ 735/535. Все более новые телефоны собирают в Китае из местных комплектующих. К сожалению, результатом этих пертурбаций стало почти полное исчезновение марки Alcatel с рынков стран СНГ, а ареал продаж новейших разработок - вроде S853 - пока ограничивается лишь узким кругом азиатских стран.

Такова ситуация на рынке мобильных терминалов сегодня. Не стоит бояться надписи "Made in China" и ей подобных - имидж стоит дорого и продавать заведомо некачественный товар невыгодно в первую очередь вендорам. Кроме того, именно рабочей силе восточных компаний мы обязаны тем, что сегодня мобильник есть практически у каждого.

02.08.09 mobilcom 1Просмотров: 8735

avatar
0
1 WTF • 13:36, 05.07.14
Nokia лидер рынка? А не Apple?
ComForm">
avatar